Вот мы и добрались до самого знаменитого национального нанайского поселения — Сикачи-Алян. Само село не очень большое. Но, богатством обладает огромным — историческим наследием — сикачи-алянскими петроглифами. Жаль, что все больше валунов с наскальными изображениями разрушается. Но, если поспешить, еще можно все увидеть!
На границе села нас встречает еще одна стелла, рассказывающая о местных достопримечательностях.
Верх стеллы, крыша, очень напоминает головные уборы большинства аборигенов нашей страны. Своеобразная шляпа от солнца.
Самое большое здание в селе представляет из себя целый комплекс зданий — администрация, медицинский пункт, музей.
Вход в этнографический, краеведческий музей села расположен со стороны Амура. Мы были в музее первый раз осенью 2015 года.
Видите, какое это важное здание?
В фойе нас встречают местные «Марьи-искусницы» — жительницы села, которые своими руками до сих пор создают традиционные национальные нанайские изделия из кожи и меха — браслеты, обереги,
коврики, куколки-берегуши.
Вот такого тигра — охранника мы купили своей Софийке.
А такое панно улетело в подарок нашим родителям в Ростов-на-Дону.
Еще нанайки шьют вот такие тапочки с национальными узорами.
В то наше посещение в фойе на стенах висело огромное художественное полотнище, состоящее из нескольких частей. На нем изображена жизнь аборигенов тысячелетней давности.
К сожалению, имя художника не отложилось в памяти. Но, его произведение перевернуло мое представление о нанайцах. Раньше с бытом аборигенов Хабаровского края у меня ассоциировались черный и коричневый цвет, холод, ночь, ревущие свирепые звери. А сейчас это голубой и цвет охры, умные, выносливые люди, рисунки на валунах, ломающийся лед на Амуре, горящий костер.
Теперь мы можем четко себе представить день за днем наших предков.
Также, в фойе находятся несколько слепков с петроглифов. Каждый рисунок несет в себе символ живого существа.
А теперь идем в сам музей. Тогда он располагался в одной большой комнате. На синем фоне, символизирующем звездный небосклон, нарисован олень — солнце у нанайцев.
Экспонаты музея очень ярко и красочно рассказывают об устройстве быта. Оказывается, вход в жилища древних нанайцев, которые они строили из шкур, бревен, глины, мха, располагался в самом высоком месте «потолка». Это не позволяло хищникам проникать во внутрь.
Поселения древних людей располагались на крутых берегах Амура. Поэтому основным видом добычи пропитания была рыбалка.
Пока мужчины были заняты промыслом,
женщины обрабатывали рыбью кожу, из которой шили одежду и обувь.
Вот такими мялками и обрабатывалась кожа лосося — кеты, кижуча, тайменя — до состояния мягкой ткани.
А потом из обработанной кожи шили халаты, детские распашонки, штаны и другие виды одежды.
Обувь.
А еще шили вот такие праздничные халаты
слева женское одеяние, справа — мужское.
И обувь из кожи крупных животных.
Вообще, символы и орнаменты помогали и помогают нанайским мастерам и мастерицам передавать историю жизни своего народа.
Кухонная утварь — ложки, щипцы, тарелки, корзины. Чаще всего изготавливались из дерева, бересты, веток.
С металлом наши предки тоже работали. Если честно, я так подзабыла, что это на фото — толи пояс шамана, толи рыбака.
Сумки охотников и рыбаков, лыжи. Каждый экспонат музея — настоящий!
На следующем стенде ритуальные ложки, сверло, скребок.
Далее, люлька для младенцев. В одной части отверстие, в которое стекали «неожиданности», так как, сами понимаете, ни памперсов, ни подгузников тогда не было. Да и в жилище древние нанайцы находились в теплой одежде.
Фрагменты глиняной посуды, металлических наконечников для стрел.
Рыболовные снасти и приспособления для охоты. У древних аборигенов не было развито сельское хозяйство. Пропитание себе они добывали рыбалкой и охотой.
А это сэвены — дух-помощники племенных шаманов. Сэвэны разделялись по их функциям. Одни помогали сопровождать души умерших, другие — в поисках людей, пищи и т.д.
Кстати, для детей делали игрушки — куколок, свистульки, короба.
Фрагменты орудий, которыми пользовались при изготовлении лодок, посуды, различных орудий.
Посещение музея в корне изменило мое мироощущение, мое отношение к такому интересному, умному и гордому народу — нанайцы. И это не высокие слова, это правда. Каким нужно было обладать жизнелюбием, чтобы выживать в таких суровых условиях без современных технологических и энергетических чудес?